Узкоколейная железная дорога, хранилище паровозов, судно на воздушной подушке и другие интересные экспонаты под открытым небом. «Первый Смоленский» сделал подборку «железных монстров», на фоне которых можно «запилить нетривиальный look» или, говоря по-русски, сделать интересную фотографию.
1. Заброшенная узкоколейная железная дорога в посёлке Остёр, Рославльский район
«Узкоколейка» на юге Смоленской области построена в 1930 году для обслуживания нужд местного торфопредприятия и в настоящее время практически не используется. Длина линии составляет 23 км, а ширина колеи – 750 мм. Миниатюрные товарные и пассажирские вагоны можно увидеть по пути из Смоленска в Рославль перед населённым пунктом Остёр.
2. Карьерный экскаватор ЭКГ-8И в Вяземском районе
Этого исполина с ковшом можно увидеть на трассе Вязьма-Тёмкино недалеко от села Вязьма-Брянская. Здесь располагается горно-обогатительный комбинат, на котором и использовался данный экскаватор. В настоящее время предприятие является банкротом и техника, выставленная на продажу ждёт своей участи. Данная машина предназначена для выемки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых, в том числе тяжелых скальных, предварительно разрыхленных взрывом. Применяется на открытых горных работах в рудной и угольной промышленности, а также в различных карьерах.
3. Хранилище паровозов на станции «Рославль-2»
В отстойнике недалеко от города Рославля располагается около десяти паровозов – это всё, что осталось от крупной базы стратегического резерва железнодорожной техники. Во времена СССР считалось, что в случае ядерной войны либо иных катаклизмов, в условиях отсутствия электричества и топлива, паровозы могут стать единственным доступным видом локомотивов. Ведь для их работы нужны лишь дрова и вода. После перестройки в возможность большой войны уже никто не верил и база потеряла свой стратегический статус. Часть паровозов была отреставрирована и передана в музеи, некоторые из них даже снимались в кино, остальные – превратились в металлолом. Судьба оставшихся машин сейчас под вопросом.
4. Истребитель МиГ-17 и танк Т-10 в посёлке Красный
Краеведческие музеи есть во многих районах Смоленской области, однако музей в посёлке Красном имеет в своей коллекции достаточно редкие экземпляры военной техники, которыми может похвастаться не каждый столичный музей. На открытой площадке выставлены истребитель МиГ-17, использовавшийся в отечественных ВВС в 50-60-е годы, самоходная артиллерийская установка Су-100, созданная на базе легендарного Т-34 и тяжёлый танк Т-10, поступивший в Красную армию в конце 40-х.
5. Теплоход на воздушной подушке «Зарница» в Смоленске
На промышленной площадке в районе улицы Соболева в Смоленске находится… пассажирский речной теплоход. По своим размером это судно больше чего либо, что ходило в различное время по Днепру в районе города. Подобный тип теплоходов на воздушной подушке никогда не использовался для судоходства в нашем регионе. Каким образом он оказался в Смоленске – остаётся загадкой. Длина этого «крейсера» составляет 23 метра, ширина – 4,05, а водоизмещение – почти 15 тонн. Мы сознательно не называем точное место, где расположен корабль, который мог перевозить 50 человек, так как боимся, что он может стать жертвой вандалов.
На этом на сегодня всё, следите за материалами на «Первом Смоленском», и мы расскажем вам о самых удивительных местах нашего края.
UPD: к сожалению, по состоянию на апрель 2017 года экскаватор ЭКГ и теплоход «Зарница» уже стали металлоломом.